Концерн BMW: история развития

История создания БМВ.    В 1916 году было основано предприятие под названием Bayerische Flugzeugwerke AG, сокращенно BFV. А все началось в 1913 году с идеи объединения двух фирм Rapp Motorenwerke и Otto Flugzeugwerke. Оба предпринимателя, Рапп и Отто (отец Отто за четыре года до этого создал четырехтактный двигатель), были увлечены самолетостроением, но, к сожалению, в бизнесе были не столь успешны. В 1917 году создается Bayerische Motorenwerke GmbH, которое в 1918 году перерегистрируется в акционерное общество. Генеральным директором предприятия становится Франц-Йозеф Попп, который в 1917 году нанимает на работу молодого инженера авиационных двигателей Макса Фрица. Именно ему принадлежит создание знаменитых мотоциклов BMW.

   С 1917 года вся продукция BMW носит знак, символизирующий крутящийся пропеллер.

   1919 Авиационный двигатель BMWустанавливает мировой рекорд. Первый авиационный двигатель BMW, шестицилиндровый IIIа, производит фурор. Это была усовершенствованная конструктором Максом Фрицем версия двигателя Карла Раппа. В июне 1919 года тест-пилот Франц Зено Димер устанавливает на самолете с двигателем BMW IV мировой рекорд высоты полета на самолетах с открытой кабиной без кислородной маски. Высота полета составляла 9670 метров.

    1923 Первый мотоцикл BMW Окончание первой мировой войны было ознаменовано первым кризисом BMW. С одной стороны, заводы BMW были превращены в руины и пришлось все восстанавливать с нуля. С другой стороны, Германии запрещено в течение 5 лет производство авиационных двигателей. Самое интересное, что в этот период BMW могло временно организовать свое производство в России, но времена бума самолетостроения уже прошли. Несмотря на столь сложную ситуацию, BMW удается преодолеть кризис благодаря все тому же молодому инженеру Максу Фрицу. За невероятно короткий срок, 5 недель, он создает первый мотоцикл BMW R32 и в 1923 году запускает его в производство. На Парижском автосалоне он назван технической сенсацией. Мотоцикл имел оппозитный двигатель и карданную передачу, принцип которой применяется до сих пор на мотоциклах BMW.

    1927 Рекорды поставлены на поток С 1924 года внов? самолеты с двигателями BMW устанавливают мировые рекорды. 1927 год становится самым плодовитым на рекорды для BMW. Из 87 мировых рекордов, установленных в этом году, 29 принадлежало моторам BMW. В июне 1932 года пилот Вольфганг фон Гронау совершает перелет на гидросамолете "Вал" фирмы Dornier протяженностью 44800 км с 26 остановками вокруг земли. двенадцатицилиндровые двигатели BMW VII мощностью 600 л. с. каждый разгоняли самолет до 180 км/ч и поднимали на высоту 3500 метров. Только в Мюнхене было произведено 7000 двигателей, а ведь они выпускались еще и по лицензии за рубежом.

    1928 BMW начинает производство автомобилей. Предприниматель Хайнрих Эрхард был третьим после Даймлера и Бенца, кто организовал в 19 веке производство автомобилей в Германии. Его завод в Айзенахе производил большие автомобили под именем Wartburg, а с 1904 года как Dixi вплоть до кризиса в 20-е годы. Dixi назывался также выпускавшийся по лицензии маленький английский автомобиль, который в Англии назывался Austin 7. Но он выходит с конвейера в 1927 году, слишком поздно, чтобы спасти завод от банкротства. В 1928 году BMW приобретает завод и лицензию. С этого момента начинается эра автомобилестроения BMW. В 1932 году была разработана и первая собственная модель 3/20, на которой красовалась эмблема BMW со стилизованным пропеллером.

    1929 Рекорд скорости на двух колесах. BMW собирается на спортивном мотоцикле R37 установить мировой рекорд скорости. Для этого разрабатывается новая версия двигателя 750 куб. см. и ведутся работы по улучшению аэродинамики. 19 сентября 1929 года Эрнсту Хенне удается на одной из трасс севернее Мюнхена установить новый мировой рекорд скорости 216 км/ч. А в 1937 году он показывает просто уникальную для того времени скорость 279,5 км/ч. Этот рекорд был побит лишь через 14 лет.

    1933 Марка приобретает новое лицо. Добившись высоких достижений в производстве авиационных двигателей и мотоциклов, BMW решает подтянуть до этого же уровня и автомобили. Это удается в 1933 году с вводом новой модели BMW 303 с шестицилиндровым двигателем. Именно эта модель первой приобретает характерную решетку радиатора, в народе названную "ноздрями" BMW. Эти ноздри стали типичным элементом дизайна всех автомобилей BMW.

    1936 BMW 328 - начало легенды. Уже через восемь лет после начала производства, BMW выпускает самый быстрый серийный спортивный родстер 328. Конструкторы Рудольф Шляйхер и Фриц Фидлер создали этот замечательный проект в самое короткое время. Для того времени это были просто авангардные технические новинки: трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со штангами. Сегодня BMW 328 является самой настоящей автомобильной легендой. Немногие сохранившиеся автомобили просто невозможно купить ни за какие деньги.

    1938 После Версальского запрета BMW вновь начинает производить авиационные двигатели. BMW приобретает лицензию на двигатели Pratt & Whitney. Затем разрабатывается модель 132, которая устанавливается на знаменитые Юнкерсы Ю52. 1939 BMW выигрывает Tourist Trophy В 1938 году создается самая быстрая довоенная модель мотоцикла, мощностью 60 л.с. и максимальной скоростью 210 км/ч. В 1939 году немецкий гонщик Георг Майер становится чемпионом Европы на этом мотоцикле. И впервые иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает британские гонки "Senior Tourist Trophy".

    1940 Сенсационные победы на гонках Mille Miglia За четыре года было произведено только 464 экземпляра BMW 328, но они были вне конкуренции. В 1938 году гоночные версии этих автомобилей приняли участие в легендарных итальянских гонках Mille Miglia (тысяча миль). Эта гонка была ознаменована двойной победой автомобилей BMW. Два года спустя BMW вновь участвует в последней довоенной гонке Мille Miglia, и BMW 328 празднует свой последний триумф перед тем, как Европа опускается в военный хаос.

    1943 Открывается новая глава в самолетостроении Еще до второй мировой войны BMW предпринимала попытки создания реактивного двигателя. В 1939 году предприятие получает конкретный заказ на изготовление такого двигателя для самолета Messerschmitt Мe2б2. В 1943 году двигатель был разработан и назван BMW 003, а в 1944 году было построено 100 экземпляров самолетов с этим двигателем.

    1948 Мотоцикл из ничего. После второй мировой войны BMW вновь пришлось все восстанавливать из руин. Летом 1947 года конструкторы разрабатывают новый мотоцикл. И незадолго до рождества 1948 года первый R24 с одноцилиндровым двигателем и четырехступенчатой коробкой передач сходит с конвейера. Следующая модель R25 имела двухцилиндровый двигатель и уже 18% этих мотоциклов пошло на экспорт.

    1950 Класс "люкс" на четырех колесах. Выпуском седана 501 BMW пытается после войны возобновить производство автомобилей. Но тяжелые послевоенные условия, уничтоженное техническое оборудование не позволяют создать технически инновационную модель: несмотря на эстетичный внешний вид, конструкция и 6-цилиндровый двигатель были взяты из довоенных разработок. Лишь появление модели 502 с новым V-образным восьмицилиндровым двигателем с блоком цилиндров из легких сплавов позволяет улучшить продажи автомобилей. Также в 1959 году на модель 502 впервые в Германии стали устанавливать дисковые тормоза. Кстати, в 1992 году BMW вновь возродила идею восьмицилиндрового двигателя.

    1954 Серийный чемпион мира. В 1954 году с моделью RS 54 для BMW началась новая история успеха в мотоспорте. В этом же году BMW становится чемпионом мира в гонках на мотоциклах с коляской. Сразу в послевоенные годы начался мотоциклетный бум: в 1954 году было продано почти 30.000 мотоциклов. В том же году BMW приобретает лицензию итальянского производителя Iso на производство модели Isetta, которая стала символом послевоенного восстановления экономики в Германии.

    1956 Автомобиль-мечта. Дизайнер Альбрехт Граф Гертц, живущий в Ныо-Йорке, создает сенсационный автомобиль - спортивный красавец. "BMW побила даже итальянцев", - так писали газеты в 1956 году, когда был представлен этот автомобиль. BMW 507 предлагался и как родстер, и с жесткой крышей. Восьмицилиндровый алюминиевый двигатель объемом 3,2 литра мощностью 150 л.с. разгонял автомобиль до 220 км в час. Всего таких автомобилей с 1956 до 1959 года было продано 252 штуки. Сегодня это один из самых редких и дорогих коллекционных автомобилей.

    1959 Первый луч света. При помощи новой модели BMW 700 с воздушной системой охлаждения концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать основу для дальнейшего успеха марки в целом. На собрании акционеров 9 декабря 1959 года стоял вопрос о продаже BMW концерну Daimler Benz, и только аргументы мелких акционеров и заводчан убедили Герберта Кванта, самого крупного держателя акций BMW, принять решение о самостоятельном развитии марки. Успех был достигнут не только в сфере продаж. Версия купе дала возможность BMW добиваться спортивных побед.

    1962 BMW добивается новых успехов. Настоящий успех пришел вновь с новой моделью 1500. Концепция легкого, компактного, спортивного, четырехдверного автомобиля была принята на рынке с таким восторгом, что производственные мощности не позволяли удовлетворить спрос на эти автомобили. Уже в 1963 году BMW начинает работать с прибылью. Всего до 1971 года было выпущено 156130 штук BMW 1500 и BMW 1800 с более мощным мотором.

    1966 "Новый класс" - новые успехи С 1966 года производство автомобилей BMW 2000 в Мюнхене достигает 140 тысяч штук. В этом же году впервые представлен двухдверный автомобиль 1600-2. Он послужил основой для создания успешной серии моделей от 1502 до 2002 с турбонаддувом, которых за период с 1966 по 1977 годы было выпущено 850 тысяч штук. Успехи "нового класса" способствовали развитию всего модельного ряда. Концерн BMW смог позволить себе возродить традицию 30-х годов и начать выпуск шестицилиндровых моделей. В 1968 году состоялся премьерный показ моделей 2500 и 2800, которые позволили BMW снова войти в число предприятий, выпускающих большие седаны. Таким образом 60-е годы стали самыми успешными за всю предыдущую историю предприятия.

    1969 Курс омоложения для мотоциклов BMW И в производстве мотоциклов заметны новые тенденции. Перед началом 70-х годов BMW представляет серию основательно переработанных моделей. Представители 75-й серии стали первыми мотоциклами BMW, которые производились на новом предприятии концерна в Берлин-Шнандау. Их исключительно плавные в работе двигатели крутили совершенно новый карданный вал, который выковывался из одного куска металла, а в цилиндрах легкие металлы пришли на смену чугуну. Этим совершенно новым поколением концерн BMW стал "задавать тон" в сфере создания мотоциклов.

    1972 Премьера 5-й серии 1972 год стал для BMW годом прорыва в будущее. Впервые оборот предприятия составляет два миллиарда марок. Завершается строительство новой штаб-квартиры концерна в Мюнхене и второго сборочного предприятия в городе Дингольфинг. Начинает работу и автосборочное предприятие в Южной Африке, в городе Росслин. Спортивная деятельность сосредо- тачивается в рамках фирмы BMW Motorsport GmbH. С выпуском 5-й серии началось производство принципиально нового поколения моделей BMW. Название "5-я серия" уходит своими корнями в 50-е годы, когда производились модели 501, 502 и 507. Данная серия позволила расширить присутствие BMW на рынке. Если раньше концерн занимал преимущественно нишу автомобилей спортивного типа, то теперь он занял свое место и в сегменте комфортабельных седанов.

    1973 3.0CSL и Формула-2 - вехи на пути BMW в автоспорте Купе 3.0 CSL, которое с 1973 года продолжает серию успехов на гоночных трассах и выигрывает шесть европейских чемпионатов, позволяет BMW добиться особых успехов. К тому же впервые вся гоночная команда выступает в едином стиле. Речь идет о знаменитых трех полосках на "белоснежном фоне", которые до сих пор определяют собой дизайн спортивных автомобилей BMW . Но модель .3.0 CSL стала пионером не только в этом смысле. Это купе скрывало в себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр, а его тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем временам. С середины 60-x годов BMW участвует также и соревнованиях Формулы-2. Мощные двигатели BMW используют чуть ли не все команды. Бесчисленные победы BMW и завоеванные европейские титулы совершенно никого не удивляли.

    1975 Новая 3-я серия - удовольствие за рулем во многих вариациях. В 1975 году BMW представляет наследника серии 02 - новую двухдверную 3-ю серию. Начало было положено четырехцилиндровыми моделями 318 и 320, а затем появились 316, 320i, 323i, 318i. и 315. Предлагается также и кабриолет. Эта серия быстро становится самой популярной серией BMW, каковой она осталась до сих пор.

    В 1976 году появляется восхитительное спортивное купе 6-й серии. Всеобщее восхищение вызывает его динамичный дизайн и выдающиеся тягово-динамические характеристики.

    1977 Новый прорыв в классе "люкс" С появлением 7-й серии в апреле 1977 года закончилось принципиальное обновление всех серий BMW. По технике и комплектации новая 7-я серия соответствовала моделям 6-й серии. В июле 1980 года появляется модель 745i с турбодвигателем с рабочим объемом 3,2 литра. В 1978 году дочерняя фирма концерна BMW Motorsport GmbH удивляет мир моделью M1 - спортивным купе с неповторимым дизайном. Эта модель стала первым чистокровным спортивным автомобилем BMW с центральным расположением двигателя. Сенсацию произвел не только его двигатель, мощность которого достигала в серийном варианте 262 л.с., но и кузов, который был изготовлен из решетчатой трубчатой рамы с пластиковыми панелями.

    1981 Триумф на ралли Париж - Дакар В 1981 году эндуро BMW под обозначением R 80 G/S вышло на старт ралли Париж - Дакар - гонки протяженностью 12 тысяч километров, главные этапы которой проходили по пустыне Сахара. Именно в этих экстремальных. условиях отлично проявила себя базовая концепция, которая была создана еще н 1923 году - отличный показатель удельной массы, надежное охлаждение, прекрасная "развесовка", низкий центр тяжести и высокая тяговая способность при относительно невысоких оборотах. Сразу же француз Юбер Ориоль выигрывает это сложнейшее ралли в мире. Командная победа также остается за BMW. Еще трижды после этого мотоциклы BMW повторяли это достижение, каждый раз демонстрируя миру, что легкая конструкция этой машины (165 км/ч, 1000 см3, 76 л.с.) представляет собой идеальный вариант, позволяющий выигрывать даже сложнейшие гонки в пустыне.

    1983 BMW становится чемпионом в Формуле-1 В начале 80-х годов BMW принимает решение доказать свою компетентность в высшем классе автоспорта. Tак был открыт путь к созданию двигателя BMW для Формулы-1. Из четырехцилиндрового двигателя объемом всего 1,5 литра команда специалистов, возглавляемая Паулем Роше, создала уникальный агрегат мощностью 800 л.с.Через два года этот двигатель был поставлен на болиды aнглийской "конюшни" Brabham. С самого начала этот двигатель доказал свою состоятельность. Спустя лишь 630 дней после премьеры бразилец Нельсон Пике на Brabham BMW стал чемпионом мира. До 1987 года этот двигатель позволил BMW выиграть девять Гран-при.

    1986 BMW M3 - самый успешный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок в мире После того, как концерн BMW ушел из гонок Формулы-1, главное внимание было отдано шоссейно-кольцевым гонкам. Так родился BMW M3. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW просто триумфальным. С самого старта белоснежный автомобиль, раскрашенный в традиционные спортивные цвета BMW, начал собирать победы, трофеи и титулы. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене. Его серийная версия достигала небывалых показателей сбыта. Только за первые десять лет выпуска более 60 тысяч клиентов приобрели M3.

    1987 Новый родстер и новые технологии Просто удивительный автомобиль, который первоначально задумывался просто как экспериментальная модель, продолжил традицию родстеров BMW 30-х и 50-х годов, BMW Z1 был построен в 8000 экземплярах и стал носителем ультрасовременных технологий. Аэродинамика этого автомобиля была также на образцовом уровне. В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире применяет электронную систему регулировки мощности двигателя, в 1990 и 1992 годах появляются задние мосты с эффектом самоподруливания ведущих колес. Хотя эти технические изыски и были предназначены только для двенадцатицилиндровых моделей BMW 8-й серии, они тем не менее подчеркнули тенденцию к повышению уровня активной безопасности всех моделей BMW путем совершенствования ходовой части.

    1990 Новое купе-мечта: BMW 850i С началом продаж в 1990 году модели 850i BMW удается идеальным образом реализовать инновационную концепцию. Сердцем у этого элегантного купе класса "люкс" стал двенадцатицилиндровый двигатель, который с любых оборотов мог буквально выстрелить автомобиль вперед. Совершенно новый интегральный задний мост совершенно неповторимым образом соединял в себе спортивные качества и высочайшую комфортабельность. После 25-летнего перерыва BMW снова обращается к авиационному моторостроению. Совместное предприятие BMW Rolls-Royce GmbH разрабатывает и производит семейство двигателей BR 700 для нового поколения коммерческих и рeгиональных самолетов. BMW и Rolls-Royce - давние партнеры в авиационном моторостроении. Еще в 1920 году они сотрудничали в сфере производства двигателей для самолетов.

    1991 Решение вопросов мобильности завтрашнего дня Будущее приходит в движение. В 1987 году BMW проявляет инициативу по созданию транспортных систем для конгломератов. К концу года BMW предлагает решение под названием "Голубая зона", предусматривающее взаимоувязку потоков личного и общественного транспорта, что помогло бы снизить нагрузку на дороги и окружающую среду. В качестве еще одного шага по защите окружающей среды проектная группа "Утилизация автомобилей" разрабатывает всеобъемлющую концепцию вторичного использования деталей машин. В сентябре BMW представляет возможный вариант решения борьбы с токсичными выхлопами в конгломератах. BMW Е1 - это концепт-кар с электроприводом, который отлично подходит для эксплуатации в крупных городах. На международной автомобильной выставке во Франкфурте этот автомобиль привлек значительное внимание публики.

    1993 Год важных перемен В этот год пост Председателя Правления BMW AG занял Бернд Пишетсридер. Он сменил Эберхарда фон Кюпхайма, который руководил концерном почти четверть века и теперь занял пост Председателя Наблюдательного совета. Под его руководством BMW превратилось из богатого традициями, но небольшого предприятия по выпуску автомобилей и мотоциклов в концерн мирового значения, который каждый год заканчивал с прибылью.

    1994 BMW и Rover - прорыв в новое измерение Уже в 80-е годы в автомобильной промышленности всего мира наметились тенденции к концентрации сил. В начале 90-х годов перед BMW также встал вопрос, каким образом можно обеспечить свой успех в будущем. Следует ли самим расширять программу выпуска или же лучше объединиться с надежным партнером? Как часто бывает, был избран более быстрый путь. И с марта 1994 года Rover Group стала принадлежать BMW. Производственная программа Rover идеально дополняет программу BMW: автомобили Rover и Mini располагаются как бы ниже 3-й серии, a Land Rover позволяет заполнить сегмент полноприводных автомобилей.

    1995 На старт выходит новая 5-я серия BMW Осенью 1995 года состоялся дебют новой 5-й серии BMW. Главный принцип в разработке новой "пятерки" заключался в создании гармоничной концепции. И новый автомобиль отличался не только современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например, впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия. Применение новых материалов позволило увеличить степень утилизации автомобиля до 85 процентов. Исключительно жесткий кузов обеспечивает непревзойденный уровень пассивной безопасности.

    1996 BMW Z3 - привет от Джеймса Бонда В 1996 году с выпуском модели BMW Z3 начинается новый родстерный бум. Уникальный синтез динамичности и классического дизайна представляет собой просто восхитительную концепцию. Дополнительную рекламу автомобилю создает фильм "Золотой глаз", в котором на Z3 разъезжает суперагент 007 Джеймс Бонд. Фильм имел огромный успех. BMW Z3 тоже стал бестселлером. Новый завод в Спартанбурге не успевает выполнять все заказы. Впервые автомобиль 7-й серии оснащается дизельным двигателем: на рынке появляется модель 725tds. Представлен также новый спортивно-туристический мотоцикл К 1200 RS. Двигатель RMW Rolls-Royce BR 710 получает международный сертификат. Кроме того, удается получить новые заказы на авиадвигатели BR 715.

    1997 Мотоцикл, который не может оставить равнодушным Модель R 1200 С, отпраздновавшая свою премьеру в 1997 году, представляет собой совершенно новую интерпретацию дорожного мотоцикла. Сенсационный дизайн, сочетавший в себе традиционные и футуристические элементы, позволяет с полным правом сказать, что этот мотоцикл никого не оставит равнодушным. Он получил самый большой из когда-либо создававшихся оппозитных двигателей BMW. Его рабочий объем составляет 1170 смЗ, а развиваемая мощность 61 л.с. В этом же году BMW представляет еще один автомобиль-мечту. Речь идет о родстере М, который как никто другой является истинным воплощением чистокровного открытого спортивного автомобиля. За представленным в 1995 году седаном 5-й серии в 1997 году последовал универсал (touring) 5-й серии, который сочетает в себе спортивную элегантность и широкую утилитарность. Этому способствует компактный облегченный задний мост с практически "лежащими" амортизаторами.

    1999 Компания несет значительные убытки в связи с работой британского филиала Rover и решается на его продажу. На американском рынке начинаются продажи автомобиля "Х5", принадлежащего к классу SAV.

    2000 Продажа марки Rover. Начало продаж "Х 5" в Европе.